Школа №11: все о борьбе за знания

Православный свято-тихоновский гуманитарный университет — два града

Оценки

В июне 2015 года ПСТГУ вошёл, по специальности «образование и педагогические науки», в Топ-10 высших учебных заведений Москвы по версии газеты «Коммерсантъ », выпускники которых устраиваются на высокооплачиваемую работу .

Согласно рейтингу востребованности вузов в РФ 2016 года, ПСТГУ занял третье место, уступив МГППУ и МГПУ .

Согласно рейтингу востребованности вузов в РФ 2018 года, опубликованным МИА Россия Сегодня, ПСТГУ стал самым востребованным среди гуманитарных вузов, опередив Московский городской педагогический университет и Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена .

Научно-издательская деятельность

Альманах «Призвание»

Совместно с журналом «Фома», миссионерский факультет ПСТГУ издаёт студенческий альманах «Призвание». Тексты журнала доступны также в сети Интернет, где размещаются на портале «Православие и мир». Следует заметить что это третье печатное издание, материалы которого публикуются на портале «Православие и мир». Ранее стали доступны публикации журнала «Нескучный сад» и «Журнала Московской Патриархии».

Руководство, научные сотрудники и студенты факультета принимают активное участие в научно-практических мероприятиях. Так, 25 января 2008 года в МГУ им. Ломоносова состоялся круглый стол на тему «Современные миссионерские стратегии», на котором декан факультета протоиерей Николай Соколов зачитал доклад, призвав молодых миссионеров более активно интересоваться жизнью паствы, узнавать об их проблемах.

Факультетом был издан ряд научно-исследовательских работ по российской истории, среди которых можно выделить:

Ефимов А. Б., Ковальская Е. Ю., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Миссионерский факультет Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. — СПб.: Алетейя, 2009. — 845 с. — (Историческая книга). — ISBN 5-9141-9262-5

История

Университет создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. Имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям — теологии, религиоведению, педагогике, филологии и истории, а также по специальностям — историко-архивоведение, искусствоведение, методика начального образования, социальная педагогика, дирижирование, живопись и декоративно-прикладное искусство.

Студенты обучаются на 10 факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, факультете социальных наук, факультете информатики и прикладной математики, факультете дополнительного образования. Имеется дневное отделение (на всех факультетах кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования).

Современное состояние

В университете существуют 10 факультетов:

  • богословский факультет
  • миссионерский факультет
  • педагогический факультет
  • филологический факультет
  • исторический факультет
  • факультет церковного пения
  • факультет церковных художеств
  • факультет социальных наук (образован в 2009 году слиянием факультета экономики и права и социологического факультета)
  • факультет информатики и прикладной математики
  • факультет дополнительного образования

Кроме десяти факультетов, в университете существует аспирантура и центр духовного образования военнослужащих.

Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (до настоящего времени богословские дисциплины изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование.

Лекционные и семинарские занятия проходят в МГУ, и в зданиях Университета на Новокузнецкой улице (на территории Николо-Кузнецкого храма), Троицкого храма на Пятницкой улице, на Иловайской улице и на Поклонной горе. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон. Ежегодно университет принимает участие во многих научных конференциях.

Деятельность кафедры сектоведения

Отдельного упоминания заслуживает деятельность кафедры сектоведения. При участии кафедры сектоведения проводятся широко освещаемые в прессе международные научно-практические съезды и конференции, по материалам которых издаются соответствующие научные сборники, например: «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Димитровград, 23—25 апреля 2001 года), «Нравственность и религия» (Пенза, 27—28 апреля 2004 года), «Правовое государство и тоталитарные секты» (Калуга, 2 апреля 2008 года), «Актуальные проблемы изучения новых религиозных движений и сект» (Рязань, 5 декабря 2008 года). Деятельность кафедры и её руководителя, профессора Александра Леонидовича Дворкина широко освещается в прессе и литературно-художественных, научно-публицистических и церковных изданиях, например в журналах: «Юность», «Знамя», «Религия и право», Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях, Журнале Московской патриархии, Рязанском церковном вестнике и других. При участии кафедры сектоведения 3 апреля 2003 года, по каналу НТВ показали телепередачу «Очная ставка» про христиан-пятидесятников вызвавшую противоречивые оценки. Их обвинили в совершении ритуальных убийств, зомбировании верующих, разрушении семей. Кафедра предоставляла материалы для статьи в «Комсомольской правде», в которой разоблачаются наиболее распространённые, а также малоизвестные приёмы и способы изымания сектантами денег из населения, изобличаются ряд религиозных организаций, в частности: «Свидетели Иеговы», неопятидесятники, кришнаиты, сайентологи, мормоны, муниты, и даются практические рекоммендации противодействия сектантству. Кроме того, кафедра сектоведения сама продолжает выпускать православный информационно-просветительский журнал “Прозрение”.

«Скучно и неинтересно»

Все эти трудности можно было бы понять, если бы мы жили в
бедное время. Но ведь только в Москве строится пресловутые 200 храмов, каждый из
которых в самом начале оценивали в 200–500 млн рублей, в зависимости от
размера. Это не говоря про гигантов вроде храма Победы, обошедшегося в 6
миллиардов. Даже на самый дешевый храм потрачено столько же денег, сколько на
15 лет работы целого отдела.

Строить храмы — это замечательно. Но если денег действительно не хватает, может, стоило построить на пару храмов меньше? В ответ на это возражают, что спонсоры сами заработали деньги и сами решают, куда их тратить. В принципе, да. Но сегодня отнюдь не спонсоры ломятся в двери, предлагая свои деньги на строительство храмов. Наоборот, спонсоров активно ищут, а значит, и убеждают их, на что было бы хорошо потратить деньги. Кроме того, многие бизнесмены сами создают светские фонды, занимающиеся именно просвещением. Неужели пастырский авторитет нашего священноначалия настолько низок, что они не могут убедить «своих» же православных бизнесменов сделать то же самое? Мы видим, что если есть желание, то и деньги на образование находятся. Организовал же владыка Тихон (Шевкунов) по всей России свои замечательные мультимедийные выставки по российской истории?

Мультимедийная выставка «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге

Вот и получается, что строим по три храма в день, почти как
перед революцией. А специалисты в этих храмах работают за 20 тысяч рублей.
Точнее, не работают, ведь даже таких денег на специалистов нет. Еще не так
давно из-за недостатка финансирования закрылся миссионерский факультет ПСТГУ.
Этой осенью с ним почили педагогический факультет и факультет социальных наук.
Причина та же: у самого ПСТГУ денег нет, а помощи от священноначалия ждать не
приходится. Вот и сокращают траты, режа по живому. Теперь педагоги будут
учиться на историко-филологическом факультете

А ведь сколько на Рождественских
чтениях говорится о важности подвига учителя в воспитании подрастающего
поколения! Но даже небольшие деньги на их подготовку священноначалие выделить оказалось
не готово. Предпочли сэкономить на сотрудниках педфака с многолетним опытом и
готовить педагогов, социологов, филологов и историков вместе, на одном факультете.
Так больно ходить по шикарным коридорам нового знания в Лиховом переулке и
понимать, что специалистов там будет все меньше и меньше! На них денег нет.
Зато теперь анонсировали строительство нового «университетского» храма

Политика священноначалия вполне понятна. Диалог вести сложно, нужна открытая дискуссия, защита миссионеров от шумных радикалов. Нужны классные специалисты, которым нужно платить. Нужно находить деньги на образование. Много затрат и лишь отдаленная перспектива результата. А храм — это просто: результат сразу виден. Пока в России сложная экономическая ситуация, храмы все равно заполнятся. В принципе, они и до революции не пустовали. Кого надо, Бог и сам приведет. А кто расцерковляется, тот просто «не встретил Христа», и ничего с этим не поделать… Проще отпустить человека на свободу, чем начать реальный диалог. Вот и получается, что при МГУ строят новый храм, а в это время расцерковляющийся аспирант МГУ пишет отзыв о прошедшей в университете открытой лекции, посвященной сотворению мира: «Скучно и неинтересно». В современной науке каждые несколько лет происходят новые открытия, но у нас просто нет времени их осмыслять. Ведь для доцента МДА, читавшего эту лекцию, — это лишь одно из множества послушаний в свободное от основной работы время.

Хотелось бы закончить на позитиве, но не получается. Весной была хорошая новость: в Сретенской семинарии открылась кафедра «Пастырское душепопечение в современном мире». Хотели учить семинаристов не только богословию, но и психологии. Поднялся шум традиционалистов в защиту «пастырства» от «угроз» психологии. Программу посмотрели на Синоде, отредактировали и как следует порезали. И заодно взяли деятельность кафедры под пристальный надзор. Впрочем, студенты магистратуры Сретенки пишут, что все не так плохо и психология у них есть. Что уже радует. Хотя бы пару курсов по психологии будущие священники прослушают. Только для диалога с образованной частью общества этого явно недостаточно. Их религиозность будет двигаться каким-то своим путем. Кстати, кафедра теологии в МИФИ перестала работать. Когда ее открывали, было много шума, но и она оказалась никому не нужна. Преподаватели разошлись, и от громкого проекта осталась пара курсов для студентов.

*Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.

Деятельность кафедры сектоведения

Отдельного упоминания заслуживает деятельность кафедры сектоведения. При участии кафедры сектоведения проводятся широко освещаемые в прессе международные научно-практические съезды и конференции, по материалам которых издаются соответствующие научные сборники, например: «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Димитровград, 23—25 апреля 2001 года), «Нравственность и религия» (Пенза, 27—28 апреля 2004 года), «Правовое государство и тоталитарные секты» (Калуга, 2 апреля 2008 года), «Актуальные проблемы изучения новых религиозных движений и сект» (Рязань, 5 декабря 2008 года). Деятельность кафедры и её руководителя, профессора Александра Леонидовича Дворкина широко освещается в прессе и литературно-художественных, научно-публицистических и церковных изданиях, например в журналах: «Юность», «Знамя», «Религия и право», Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях, Журнале Московской патриархии, Рязанском церковном вестнике и других. При участии кафедры сектоведения 3 апреля 2003 года, по каналу НТВ показали телепередачу «Очная ставка» про христиан-пятидесятников вызвавшую противоречивые оценки. Их обвинили в совершении ритуальных убийств, зомбировании верующих, разрушении семей. Кафедра предоставляла материалы для статьи в «Комсомольской правде», в которой разоблачаются наиболее распространённые, а также малоизвестные приёмы и способы изымания сектантами денег из населения, изобличаются ряд религиозных организаций, в частности: «Свидетели Иеговы», неопятидесятники, кришнаиты, сайентологи, мормоны, муниты, и даются практические рекоммендации противодействия сектантству. Кроме того, кафедра сектоведения сама продолжает выпускать православный информационно-просветительский журнал “Прозрение”.

Филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных города России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачётные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьёв: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

Тема недели: Чему мы можем научиться у святых 1920-х годов?

Статья

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и восстановление Патриаршества

Статья

Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848—1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873—1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), Великой княгини Елизаветы (1864—1918) и инокини Варвары (1918)

Статья

Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова)

Статья

Ленинградская епархия в условиях антицерковных гонений в 1929-1939 гг. (по материалам архивов С-Петербурга и Ленинградской области)

Статья

Из истории церковного протокола конца 1920-х годов

Статья

Власть и Церковь в 1919 – 1925 гг. в Нижнем Поволжье (по материалам архивов Астраханской области)

Статья

Биография священноисповедника Виктора (Островидова) 1878 -1920 гг

Статья

Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг.

Статья

Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских)

Статья

Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии

Статья

Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 4(2). Петроградский процесс 1922 года

Статья

К истории антицерковной деятельности Московского революционного трибунала (1918–1920 гг.)

Статья

Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)

Статья

Изъятие церковных ценностей в Николо-Угрешском монастыре в 1922 году

Статья

Новомученики и исповедники: к проблеме изучения богословского опыта

Статья

Деятельность Синодальной комиссии по канонизации сонма новомучеников и богословско-канонические принципы этой работы

Статья

Канонизация новомучеников в Русской Зарубежной Церкви

Статья

Практические аспекты работы с материалами к канонизации новомучеников

Статья

Круглый стол: критерии канонизации святых новомучеников

Статья

Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений

Статья

На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг.

Статья

Обновленческий раскол и собор обновленцев 1923 года глазами православного епископата, близкого Патриарху Тихону

Статья

На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг. Часть 2: Переговоры с «Живой Церковью» Владимира Красницкого

Статья

Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: