МИССИОНЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Форма входа

Неокатехуменат: церковь в Церкви или секта в секте?!


Мое итальянское путешествие с целью изучения движения Неокатехуменального пути и размышление на тему: «Неокатехуменат: церковь в Церкви или секта в секте?!»

"«…здесь проходит граница между

двумя народами и культурами, потому что

вот там (показывая в сторону моря), на том

берегу уже говорят на славянском языке,

который далее распространился

на восток вплоть до Тихого океана!»

Don Mario Malloni ректор семинарии в Мачерата

В этом году я побывал в Италии: в Риме, в Мачерата, в Бари и в Ватикане – это случилось (именно случилось) можно сказать внезапно в октябре сего года. В прошлом году, задумывая начать исследования систем подготовки к Крещению в разных Церквах, я обратился к одной моей коллеге, которая ранее писала работу по религиоведческой тематике, поведав о том, что собираюсь исследовать католиков, - та ответила, что с такой темой не грех и в Рим съездить – тогда я это не принял всерьез: во-первых я не знаю итальянского языка, во-вторых, ехать далеко, дорого и не понятно, что это мне даст, не проще ли пока использовать материалы в русскоязычном формате? Так я размышлял до середины сентября. Когда пришел на встречу к научному руководителю, не прошло и десяти минут, как ему позвонили и куда-то пригласили, после звонка последовал вопрос ко мне:

- не хочешь ли съездить в Рим? - Это был шок!!!!

- Ну конечно, а что для этого нужно?

- Только виза и деньги на билет туда и обратно, принимающая сторона обеспечивает все расходы в Италии!

Поездка намеривалась по обмену опытом в плане евангелизации христиан – наши миссионеры собирались поехать в Италию, чтобы посмотреть, как и чем живут католические катехизаторы, с какими проблемами они встречаются, и главное, что нового в плане методики они нашли, что они могут нам предложить! Здесь необходимо пояснить: да, действительно на сегодняшний день у нас нет канонического общения с Римо-Католической Церковью, но в Древней Неразделенной Церкви как на Востоке, так и Западе была катехизическая практика, причем идентичная в обоих частях Римской Империи, - этот факт позволяет нам говорить о том, что в Древней Неразделенной Церкви существовала каноническая катехизическая практика. Если сравнить современные катехизические практики в разных Церквах, как у католиков, у Православных, так и у более-менее адекватных протестантов, то получается, что системы подготовки к Крещению у Римо-Католиков более соответствуют канонической практике Древней Церкви, чем у нас на сегодняшний день – вот в чем парадокс. И именно этому посвящена моя работа!

Проблема с языком тоже решалась сама по себе – нас повсюду сопровождал отец Вадим – русский католический священник, пять лет, проработавший в Риме. Так получилось, что план немного сдвинулся, планировалось 5 дней насыщенной программы и 2 дня – экскурсии, но, по сути, первые два дня мы просто гуляли по Риму и Ватикану, изучали местную культуру и особенности Церкви и семинарии, в которой жили.

Но начну по порядку:

Программа состояла из посещений приходов, семинарий, общения с представителями РКЦ и такой интенсив с понедельника по пятницу. Я приехал в Италию в воскресенье утром (за день до начала программы), и успел съездить в Бари. Тут было чудесное стечение обстоятельств. По прилету в Рим, получив багаж, я пошел по указателю на автобус в Рим (он стоил дешевле, чем электричка), попав в Рим на центральную железнодорожную станцию «Roma-Termini», расположенную рядом с развалинами терм Диоклетиана, я начал искать автовокзал, о котором вычитал в интернете. Его не оказалось. Тогда я спустился в метро и поехал на станцию «Тибуртина», где автовокзал был. Не стал терять времени и попросил билет до Бари. Кассир уточнил на «сейчас» или «после», я сказал, что «сейчас». Потом пошел на платформу и только, подойдя, увидел, что автобус закрывает дверь и собирается отъезжать, в общем, я успел в последний момент. Так буквально посекундно я успел на тот автобус, чтобы приехать в Бари не слишком поздно! Потом пятичасовой переезд из Рима в Бари по Италии. Италия – это горы, поля, постоянно меняющаяся высота над уровнем моря и постоянно меняющийся пейзаж за окном – постоянная смена природных зон, совершенно разная растительность и такое чувство, что здесь возделан каждый клочок земли, кроме конечно гор!

Автобус приехал в Бари, следующее, что необходимо было сделать: взять билет назад и разобраться в какую сторону идти, что попасть в Базилику "Сан-Никола". Надо сказать, что Бари – это крупный промышленный город Италии и ходить по нему оказалось не так-то просто: не то что пишут в интернет статьях для туристов: "от железнодорожнй станции пойдете в сторону центра и примерно минут через 20 придете к базилике". Немного поплутал, потом все-таки вышел к историческому Бари со старинными домами, белокаменными храмами-базиликами и каменной мостовой. Еще было душно, как у нас в июле и некстати пошел дождь. Но вот трудности преодолены я вышел к храму. На площади дежурили два полицейских, я им сказал, что не могу найти гостиницу. Пока шел по городу действительно ни одной гостиницы, хостела – ни одного интернет кафе, откуда можно выйти в сеть и узнать практически все: карту города, и недорогие хостелы, если там места, цены и адрес, но ничего этого не было! Город большой и почти пустой – вечер воскресенья. Полицейские сказали, что гостиница прямо рядом в двух шагах от площади «Сан-Никола», действительно, пройдя метров 80, я увидел табличку «Bed&brackfast», и так как я был один, то мне сбили цену практически на треть. Устроившись - я пошел к мощам! Потом ходил по городу смотрел на то, как живут и отдыхают итальянцы: как только стемнело – все: и млад и стар повыходили на улицы и площади города - общая обстановка напоминала какие-то гуляния, однако вскоре я убедился, что это просто обычный вечер воскресенья и в обычаях здешнего населения так его проводить. На следующее утро в 7:20 я уже шагал в сторону остановки, куда вчера приехал на автобусе из Рима.

В 14 часов автобус приехал обратно на станцию «Тибуртина». Мне предстояла созвониться с Пабло Пиментелем - одним из наших организаторов. Пабло знал русский язык, так как много времени проработал миссионером в Польше и в России. Сегодня день был посвящен общему знакомству и посещению собора. Собор святого апостола Петра - огромное сооружение в центре Рима, вернее Ватикана, он огромный как снаружи такой же удивительный по масштабу внутри. Строители этого храма делали свою работу на совесть, а потому каждая деталь собора, от расположения на холме "Монте Ватикано", где был казнен и погребен апостол Петр до мозаики внутри сделано на века! Ватикан – это территория в центре Рима, юридически государство, глава которого папа Римский, находясь на площади Св. Петра - это можно понять посмотрев себе под ноги, - по канализационным люкам: государство Ватикан договорилось с Италией о бесплатной поставке воды, но канализацию не поделили, поэтому люки двух видов обозначений «SCV» - «канализация государства Ватикан» и «S.P.Q.R.» - «сенат и народ римский» - там, где юридически уже территория Италии). Когда мы вышли из собора на улицу, зарядил ливень, было интересно наблюдать за сверкающими молниями над куполом Святого Петра из-за колоннады площади. Недалеко от Ватикана есть железнодорожная станция «San-Petri», откуда удобно ездить в семинарию, в которой нас разместили. День на сегодня был исчерпан, мы дождались поезда, который нас умчал прочь из центра Вечного города, провалился в туннель, и спустя 7 минут мы приехали на городскую окраину, станция «Aurellia». Еще через 10 минут автобус от «Аурэллии» привез нас куда-то – мы начали подниматься на довольно высокий холм, дождь все усиливался, пока подымались сверкнуло несколько молний – навстречу по асфальту несся поток воды, такого ливня давненько не было в Риме! Поднявшись на верх холма, мы оказались в семинарии «Redemptores Mater».

Эти семинарии необычные – в них готовят пастырей по системе Неокатехуменального пути, собственно говоря, эту практику мы и ездили изучать. Формат нашей деятельности – межконфессиональный диалог на практике. Что такое «Неокатехуменальный путь»? Катехуменат – это подготовка людей к Крещению – ко вхождению в Церковь – научение+воспитание: система подготовки включающая в себя учительную, деятельную и литургическую части. «Нео» – значит подготовка людей к Крещению после того, как они уже вошли в Церковь. Система Неокатехуменального пути была разработана испанцем Кико Аргуэло в 1964 году, когда он занялся миссией в среде бедноты мадридских трущоб. Он обратил внимание на то, что огромная часть так называемых католиков – на самом деле не имеют никакого представления и своей вере – следовательно, их надо было научить. Но вопрос как? Научение вере происходит в общинах – это суть неокатехуменального пути. Человек приходит в общину и там живет, они вместе читают и исследуют Писание, молятся, причащаются и все это возглавляет священник – который символизирует Главу Церкви – Христа. Как мне объяснили, он со своим безбрачием как бы имеет тело – общину, также, как и все делится своими трудностями, все в общинах помогают другу другу, вникают в положение каждого, то есть по сути каждый человек из неокатехуменального пути состоит в той или иной семье – общине. Неокатехуменат – это церковь в Церкви, но она легализована, несмотря на первоначальные возражения и опасения со стороны священноначалия РКЦ. Идеологи этого движения давно предлагают нашей Русской Церкви – неокатехуменат как средство евангелизации населения, поэтому в Италию отправилась миссионерская комиссия. По сути то, что мы увидели – это просто хорошая приходская жизнь. И с этой позиции можно смело сказать, что нам – Русской Церкви неокатехуменальный путь как метод, в общем-то, не нужен, поскольку у нас это все есть. Проблема в том, что на современный момент не везде есть организованная наполненная приходская жизнь и люди, которые ходят в храм, заочно друг с другом знакомы, но по сути, не общаются, - они разобщены друг с другом. А про религиозное обучение я и не говорю – каждый, как хочет, так и готовит себя к Жизни Вечной и познанию Истины. Но люди, с которыми мы познакомились и жили в высшей степени достойные, я бы даже сказал, достойнее нас. Что я увидел? – первая семинария в ней примерно сто человек из 31 страны мира. Семинария объединенная – в ней учатся будущие пастыри для Римского деоцеза, для Китая, и для Японии. Каждый семинарист – член какой-то неокатехуменальной общины – и именно она - эта община его выбрала и отправила учиться. Для обучения в Италии избранному будущему семинаристу дается 1 год, на то, чтобы справиться с языковым барьером, после этого начинается обучение. Учатся в семинарии примерно 10-12 лет, причем главное не столько обучение – знания, сколько воспитание – напитать себя любовью к ближнему, к Богу, чтобы затем, по своей внутренней готовности, отправиться туда, куда тебя пошлют, и эту любовь отдать людям, которых встретишь. То есть, я хочу сказать то, что те, кто выбирают этот путь, готовы, что их могут послать в любую точку мира, где отношение к тебе, как человеку, миссионеру, будет неизвестно каким, а также условия жизни, могут быть непредсказуемыми. Понятно, что при таких условиях, ни о каких «заслугах», «деньгах» или карьере в принципе не может быть и речи! Ребята в семинарии очень искренние, отзывчивые и всех оттенков кожи! Когда мы приехали, нас поразило то, как они живут – нас позвали к столу, они все сидят за большими круглыми столами, каждый день белые скатерти и сервировка, ходят официанты – сами семинаристы по очереди обслуживают трапезнующих, - как объяснил наш переводчик о. Вадим, «они учатся обслуживать людей, с тем, чтобы потом, став священниками, с таким же рвением и той же чуткостью обслуживать паству!" Вот такое отношение! Каждый день разнообразная еда и все это подкрепляется алкоголем – они за обедом и ужинам пьют пиво, вино. Также воду, всегда есть изобилие фруктов. Италия удивительная страна – жители каждый день пьют вино, но за все время, мы ни разу не видели ни одного пьяного на улице! Комнаты, в которых живут семинаристы, обставлены довольно просто: шкафы, кровати, письменный стол. В комнате, в которую меня поселили, был еще журнальный столик и два кресла для гостей. Помимо этого каждая комната соединена с ванной комнатой, а также есть кладовка, которая одновременно выполняет функцию гардероба.

Другая семинария – в Мачерата – это идеальная модель образовательного учреждения неокатехуменального пути. Во-первых она была построена верующим архитектором, проект которого выиграл грант, она в себе объединяет все что необходимо для жизни. Стоит на холме, с которого открывается потрясающий вид на зеленые поля Италии и вдалеке синеет Адриатика. Ректор семинарии, принимая нас, сказал, что «вот посмотрите – здесь проходит граница между двумя народами и культурами, потому что вот там (показывая в сторону моря), на том берегу уже говорят на славянском языке, который далее распространился на восток вплоть до Тихого океана!» В отличие от римской семинарии – в Мачерата все блестело и сверкало – оно понятно, здание построено недавно, в себе объединяет несколько корпусов: учебный, храм, «зал Слова» (отдельное помещение для чтения и изучения Священного Писания), столовая, а также комната для досуга и библиотека. Семинария в Мачерата готовит миссионеров только для Китая. Из изучаемых дисциплин – это общебогословские – такие как библеистика, литургика, догматика и проч., а из обычных, это изучение истории, литературы, языков. Интересно было увидеть в библиотеке полку с полным собранием литературы русских классиков, там были Пушкин, Гоголь, Чехов, Достоевский, и др. Вечером в день нашего приезда состоялось приходское собрание. В храм на мессу пришли люди из города представители трех неокатехуменальных общин, а также семинаристы. Мессу они служат необычно принятой практике РКЦ – в богослужении принимают участие хор, поются богослужебные гимны в сопровождении гитары, скрипки, ударных инструментов – все выглядит довольно чинно и торжественно. Завершается богослужение причащением клириков и мирян под двумя видами – Телом и Кровью Иисуса Христа! А после службы они танцуют вокруг Престола – тоже весьма необычно действие. После все идут в столовую - это тоже отдельное "таинство" – все сидят за круглыми столами – пьют, едят, болтают. Трапеза периодически наполняется разными выступлениями или речами гостей. В общем, это трудно описать, могу сказать, что это напоминает какое-нибудь торжество, например, свадьбы, где все счастливы и довольны, а по сути - хорошую приходскую жизнь, а община – как большая семья!

Не стоит вопрос, куда идти после окончания семинарии – идти и проповедовать Евангелие, а иначе, зачем учиться!

Я все пишу о священниках, но, наверное, стоит сказать и о простых людях, которые, не имея священного сана, ничуть не меньше заняты делами миссии. Так иногда бывает на очередном собрании общины, озвучивается предложение – «в такую-то страну требуется 4 миссионера, кто готов туда поехать?» и кто-то встает и заявляет о своей готовности ехать туда, где непонятно что тебя ждет! Интересна история жизни одного из наших сопровождающих - Пабло Пиментеля. Он родился в Испании, получил замечательное юридическое образование, работал в муниципалитете Мадрида, после поехал в Коста-Рику, где основал свое дело по своей специальности, и казалось бы, все замечательно – семья, дети, дом, достаток, райский уголок земли между двумя океанами, но… как рассказывал Пабло, каждый день все более отчетливо осознавал абсурдность жизни и чувство нарастающей депрессии не покидало его. Начались проблемы в семье, и он понимал, что еще немного и будет крах. Вот тогда они с женой пришли в неокатехуменальную общину. Плодом их подготовки стало то, что когда на очередном собрании катехист (старший в общине) объявил, что в некую страну требуются миссионеры, как рассказывал Пабло, «мы с женой, не договариваясь одновременно встали и тем самым заявили о своей готовности идти и проповедовать Христа!» Так Пабло попал сначала в Польшу, а потом и в Россию! Интересно то, что с самими людьми происходит что-то необъяснимое с точки зрения логики и прагматического отношения к жизни: люди едут туда, где их не ждут, где иная культура, условия жизни, а возможно и опасность для здоровья и жизни и - все преодолевают. Пабло рассказывал, что он поддерживает связь со многими миссионерскими семьями, которые разъехались в разные страны мира, он свидетельствует то, что они укрепляются духом, проповедуют, у них укрепляются семьи, рождаются дети и при всем при том, они постоянно радуются. Они не боятся никого и ничего – ведь они по-настоящему с Богом. У самого Пабло после прихода в общину родилось еще несколько детей, которые на сегодняшний день имеют уже своих собственных детей, а самому Пабло уже за семьдесят, но, несмотря на возраст, он по-прежнему служит Богу через миссию на территории России, Польши. В Италии он был за рулем «газели» на которой мы ездили в Мачерата и обратно, я бы дал ему не более 55 лет. Единственное, что в таком почетном возрасте человек начинает больше уставать и так иногда получалось, что на заправки в Италии Пабло мог заговорить со служащим не на том языке, на что о. Вадиму приходилось его поправлять «Pablo! Pablo! Parle italiano!», но в целом он бодр духом и наполнен жизненной энергии.

После приезда из Мачерата, на следующий день народ разъехался, кто куда – в Москву, в Варшаву, а у меня билет домой был в понедельник утром. Я 2 дня жил в семинарии в Риме один из нашей русскоговорящей группы. Свой английский разговорник благополучно забыл в Москве, но меня это даже не волновало – в семинарии было так спокойно на душе и комфортно, что практически не ощущался языковой барьер. Я общался с преподавателями и студентами вечером за ужином, а весь день тратил на посещение Рима. Утром шел на автобусную остановку, потом ехал на железнодорожную станцию - 7 минут на электричке и я в центре Рима на «San Petri». В общем, я обошел все, что только можно было по указанному в путеводителе, в воскресение был в нашей Русской Православной Церкви в честь св. вмц. Екатерины - она стоит на высоком холме недалеко от Ватикана и высота ее купола метров на 100 перекрывает купол главного храма Римо-Католиков, богослужение ведется на русском с элементами итальянского языка. За всю поездку отснял более 1000 фотографий: в Риме потрясают развалины форума и прочие древности. Народ очень дружелюбный, в центре города особенно много украинцев, видимо католиков.

Мои выводы: что я усвоил из поездки – это определяющее духовное и нравственное составляющие христианского служения Богу и людям, то есть иными словами если ты не горишь верой, то ты не можешь проповедовать. Если в тебе нет любви к ближнему, то ты не можешь никого привести к Богу. Христианин = Миссионер, даже если специально не проповедует, нет возможности или не ставит перед собой такой цели, когда Богу будет угодно, произойдет твоя проповедь, даже это может произойти без слов – по образу жизни и поступков. Миссионер лишь сотрудник Богу в деле спасения людей, сам христианин никого некуда не приводит, приводит Бог через миссионера. Любовь – самое главное сокровище, которым обладает человек. Сам Бог есть Любовь (Ин.4:8). Служение христианина всегда есть жертвенное служение, всегда превосходство того, что от него требует свод принципов христианской жизни. Так на примере христиан католиков из неокатехуменальных общин мы видели абсолютное доверие Богу всех своих нужд и обстоятельств. Для выпускника неокатехуменальной семинарии не стоит вопрос, что делать после – идти служить Богу и людям и «горе мне, если я не благовествую!..» (1Кор. 9:16). Еще мое личное примечание – конечно, Римо-Католическая Церковь ушла в ересь, это произошло в 1054 году и никак, кроме покаяния с их стороны присоединить их к Вселенскому Православию невозможно! Но огромное число людей, которые рождаются в Испании, Италии, Польши становятся католиками просто потому, что у них нет иной альтернативы – они не знакомы ни с Православной Церковью, ни с Православной Культурой, но что замечательно(!), они также, и иногда даже больше, стремятся ко спасению! В разные исторические эпохи Бог гасил на карте мира разные Свои Светильники – сегодня не существует Эфесской Церкви, Галатийской, Сардийской, Фиатирской – хотя в свое время они были не менее известны, чем Римская, Антиохийская Церкви, вышеназванные кафедры были основаны Апостолами!, в отличии от западной части Империи, где апостольская кафедра была и есть лишь одна – Римская! Рим ушел в ересь, но Господь не потушил этот светильник – почему (?) мы не знаем, мы можем делать только предположения, мне, кажется, возможно, оттого, что еще есть люди, которые стремятся в лоне этой Церкви придти к Богу и искренне выполняют Его волю! Я благодарен всем, от кого зависело осуществление этой замечательной религиоведческой практики!

С той поры прошло три месяца - на прошлой неделе у нас на факультете состоялась встреча с о. Фомой Дицем, интереснейшим человеком, православным священником немецкого происхождения, который начал свой путь ко Христу через научения вере в одной из общин неокатехуменального пути в Германии. В начале встречи о. Фома напомнил историю катехумената в Церкви.

Как мы знаем из истории Древней Церкви апостолы исполняя заповедь спасителя идти и научить все народы тому учению которое они восприняли (Мф: 28: 19-20) – разошлись по всем известным тогда городам и весям, где они основывали церкви, во главе которых назначали епископов. Апотсольский век заканчивается – начинаются гонения на Церковь, христиане уходят в подполье. Их не должно быть – их и нет, но вреди обычной суеты жизни в среде язычников все-таки находятся люди, которые с одной стороны неудовлетворенны реальностью жизни, с другой – замечают вокруг себя необычных людей. С одной стороны эти «необычные» ничем не примечательны, но с другой стороны у них есть Что-то (или Кто-то), что делает их несравнимо богаче всех остальных. Вспомним характеристику древних христиан, выраженную в Послании к Диогнету «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти (См. 2 Кор. 10, 3; Рим. 8, 12). Находятся на земле, но суть граждане небесные (см. Фил. 3, 18-20). Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (см. 2 Кор. 6, 9-10). Бесчестят их, но они тем прославляются (1 Кор. 4, 10); клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют (1 Кор. 4, 12); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (2 Кор. 6, 10), как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят».

Так вот что примечательно – христиане не боятся смерти! Действительно, какое имеет значение смерть, когда у них есть Тот, кто дает ее и Сам является жизнью?! И тот язычник, который собирался стать христианином должен был переродиться из ветхого человека в нового, ведь Бог христиан не есть безличный абсолют, Бог есть Христос явивший себя Личностью – совершенным Богом и Совершенным Человеком, а стать христианином можно было лишь тогда, когда ты всем сердцем полюбил Христа и только так можно было последовать по Его пути. Тех, кто собирается присоединиться к христианам начинают учить. Их уже считают своими в Церкви, но в то же время катехумены пока еще неполноправные граждане Церкви: доступ к Таинствам для них пока еще закрыт, остается лишь одно средство для постижение Божественной реальности жизни и самого главного Виновника бытия – мира земного и небесного: Христа,- и Его промысел о человеческом роде можно понять через изучение Священного Писания, чем собственно говоря и занимаются катехумены в Древней Церкви. Но помимо чтения и изучения Писания катехумены призваны изменить свою жизнь – именно в связи с этой необходимостью неотъемлемой частью катехизического процесса в нашем требнике имеется чин отречения от сатаны и сочетания со Христом. Наступает долгожданный момент и человек принимает Таинство Святого Крещения – происходит взаимодействие двух лиц: катехумен полюбил Христа и сделал шаг навстречу Ему, и Христос (который полюбил нас всех раньше и сделал так, чтобы мы все пришли к нему через разные пути жизни) принял и усыновил человека в свою большую семью именуемую Церковь. Времена меняются, Церковь Христова становится первой религией в Римской Империи. Рождается новое поколение людей, которые в силу своего рождения от родителей-христиан, воспитанные в духе любви к Богу не нуждаются в катехизическом пути, которым шествовали в Церковь люди в языческие времена, и катехуменат постепенно исчезает.. Необходимость в нем возникнет лишь в 18 веке, когда возникнут те же проблемы, что и во времена языческой древности – люди желающие найти утешение в лоне Церкви, но никогда не знавшие Христа, должны будут сначала полюбить Его прежде чем войти в собрание верных. Неокатехуменат появляется на стыке двух проблем – первая только что описана: прежде чем стать членом Церкви надо полюбить Христа, вторая проблема более сложная: как быть с теми, кто уже в Церкви, но Христа для себя так и не открыл, так и не познал?!. Собрания неокатехуменальных общин в чем-то напоминают собрания древних христиан – вход посторонним закрыт(!); процесс научения вере основан на изучении Священного Писания и имеет длительную продолжительность по времени. В ходе формации неокатехумены участвуют в различных чинах, которые призваны укрепить их веру, стремления ко Христу, - лишь на мессе участники разных групп неокатехуменального процесса встречаются вместе: вместе молятся, участвуют в евхаристии, общаются за совместной трапезой.

Неокатехуменат? Церковь в церкви или все-таки секта в секте?

Вопрос сложный и неоднозначный.

С одной стороны неокатехуменат содружество закрытых общин, обособляющих себя от «официальной Церкви», с другой – члены неокатехумената стремятся придать своим собраниям дух древнего Христианства, так, чтобы ничто не мешало братиям и сестрам пройти уникальный путь научения веры. Интересно то, что человека вне общины, в рамках которой он проходит неокатехуменальный путь, не существует! В не общины – жизни нет! Человека не существует, - он чужой, и никому не нужен!

Основателя и главу Неокатехумената Кико Аргуэлло считают при жизни святым, сам Кико разделяет свое мирянский статус в Церкви с позицией духовного наставника (старца) всех общин Некокатехумената в РКЦ – здесь на лицо элементы гуруизма. В нашей православной традиции ни один из духовных деятелей Церкви не считал себя праведником, и пресекал такое отношение со стороны своей паствы, дабы не впасть в прелесть. Интересно свидетельство самого отца Фомы. Почему он, будучи еще молодым человеком проявил сомнение в правильности этого пути и выбрал православную традицию. Отец Фома объяснил это своим желанием после окончания семинарии пойти по пути семейной жизни. Дело в том, что пастырь в католицизме может быть только целибатом (а отцу Фому готовили именно как будущего пастыря), либо другой путь – семейной жизни, без права рукоположения во священство. Отец Фома хотел совместить священническое служение и семейную жизнь, объясняя своим неокатехуменальным собратиям всю прелесть традиции женатого священства, которое существует в Православной Церкви. Отец Фома заметил неискренность в отношении к себе и неприятие его идей со стороны собратьев по общине – так его пути с неокатехуменатом начали расходиться. Будущий отец Фома ушел из общины, но не пропал, как это бывало с теми, кто прерывал связь с общиной, а встал на путь истинной веры. Сегодня отец Фома является клириком храма Всемилостивого Спаса в Москве, имеет семью, в которой четверо детей. На примере его судьбы мы увидели Божий промысел, который по средствам движения Неокатехуменального пути привел его в Православие. Не нам судить отрицательные стороны самого большого мирянского движения Римо-Католической Церкви, - католики решали проблему улучшения жизни внутри Церкви, однако Второй Ватиканский собор на мой взгляд не столько упростил, сколько усложнил и без того не простую ситуацию, а неокатехуменат возник как смелая попытка изменить реальность в век безверия и свободных ценностей, также как и сам Кико Аргуэлло считает себя человеком не лишенного грехов, однако, нам отраднее, если больше и больше людей будут приходить из Неокатехумената к нам в Православие, а для этого необходимо поддерживать связи с неокатехуменальными общинами и жить по-христиански, - ведь к тем кто горит Христом – именно к тем тянутся люди! У нас же больше всего преимуществ перед всеми христианскими церквами, - только наша Церковь сохранила в чистоте, неповрежденном состоянии апостольское учение!


Автор: 
Денис Алексеев

Поиск

МИССИОНЕРСКИЙ КАЛЕНДАРЬ









ОБЩЕМИССИОНЕРСКИЕ НОВОСТИ

ХРИСТИАНСТВО В МИРЕ

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Читать все >>  

ЭКСКЛЮЗИВ


МНЕНИЕ
(мнение редакции может не совпадать с мнением авторов)


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

В России

Мы в социальных сетях

       


Наши партнеры

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Учебные заведения миссионерской направленности

Официальный сайт миссионерского отдела
Московской епархии

Миссионерские отделы при епархиях Русской Православной Церкви